Обобщение судебной практики рассмотрения мировым судьей судебного участка № 10 Советского района г.Оренбурга дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.24 КоАП РФ за 11 месяцев 2016 года.

        Целью обобщения является изучение практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.24 КоАП РФ.

        Состав правонарушения, предусмотренного ст.19.24 КоАП РФ, образуют: несоблюдение поднадзорным лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленному данному лицу судом, а равно невыполнение данным лицом обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействия) не содержат уголовно-наказуемого деяния.

         Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие надлежащее постпенитенциарное  поведение лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную и неснятую судимость.

        Объективная сторона выражается в несоблюдении административных ограничений, а равно в невыполнении обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, что проявляется как в виде действий, направленных на нарушение установленных ограничений, так и бездействии несоблюдении ограничений без уважительных причин. Основным условием привлечения к административной ответственности по ст.19.24 КоАП РФ является то, что действие (бездействие) не должно содержать признаков уголовно-наказуемого деяния (ст.314.1 УК РФ).

       Субъектом административного правонарушения является вменяемое лицо, достигшее 18-летнего возраста, в отношении которого судом установлен административный надзор.

       Субъект данного административного правонарушения является специальным – это физическое лицо, освобожденное из мест лишения свободы за совершенное тяжкого или особо тяжкого преступления и имеющее неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений или преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, достигшие возраста административной ответственности.

       Субъективная сторона выражается только прямым умыслом, мотивы и цели лица при совершении им данного административного правонарушения не учитываются. Оконченным деяние считается с момента его совершения.

       Результатом многолетних дискуссий стало принятие Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", который вступил в силу с 1 июля 2011 г.

       Статья 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" содержит виды административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре.

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.

         Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

       В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, установленные поднадзорному лицу в соответствии с пунктами 1, 2 и 5 части 1 настоящей статьи административные ограничение или ограничения применяются по месту его временного пребывания.

         Несоблюдение поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений является административным правонарушением и влечет применение соответствующих санкций согласно статье 19.24 КоАП РФ.

        Так, за 11 месяцев 2016 года  мировым судьей судебного участка № 10 Советского района г.Орска было рассмотрено 10 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ.

        Чаще всего основанием для привлечения лиц к административной ответственности по данной статье является отсутствие поднадзорного лица по месту жительства в период времени, установленный решением суда; неявка на регистрацию в ОП №2 МУ МВД РФ «Орское» согласно графику прибытия.

         Так, по делу об административном правонарушении № 5-10-161/2016, предусмотренном ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ, Ф. отсутствовал по месту своего жительства в период времени с 22 часов до 06 часов следующего дня. Доказательствами совершения Ф. данного административного правонарушения являлись объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, рапорт сотрудника полиции ОП №2 МУ МВД России «Орское», акт о проверке поднадзорного лица по месту жительства.

        Например, по делу об административном правонарушении №5-10-169/2016, Г. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ, в связи с тем, что решением *** районного суда ему была установлено административное ограничение в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Согласно графику прибытия поднадзорного лица на регистрацию, Г. установлена обязанность являться на регистрацию в ОП № * МУ МВД РФ «**» один раз в месяц, каждый второй вторник месяца. Как усматривается из регистрационного листа поднадзорного лица Г., последний на регистрацию без уважительных причин не явился.

        Федеральным Законом от 31 декабря 2014 года № 514-ФЗ статья 19.24 КоАП РФ дополнена частью 3: «Повторное в течение одного года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния».

       Так, за 11 месяцев 2016 г мировым судьей судебного участка № 10 Советского района г.Орска было рассмотрено 6 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ.

        По делу об административном правонарушении № 5-10-769/2016, предусмотренном ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ, П. ранее неоднократно в течение года привлекался по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ и вновь повторно не соблюдал установленные судом административные ограничения. П. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного ареста.

        Санкцией ч.1 статьи 19.24 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

        За анализируемый период в отношении 5 лиц, привлеченных к административной ответственности по ч.1 ст.19.24 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в общей сумме 3 000 рублей.

        Санкцией ч.3 статьи 19.24 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде обязательных работ на срок до сорока часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

         За 11 месяцев 2016 года из 6 лиц, привлеченных к административной ответственности по ч.3 ст.19.24 КоАП РФ, в отношении 5  лиц назначено наказание в виде ареста, в отношении 1 лица производство по делу об административном правонарушении прекращено ввиду невозможности назначения административного наказания за совершение административного правонарушения в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

         Все поступившие в производство мирового судьи дела, предусмотренные ч.1, ч.3 ст. 19.24. КоАП РФ, рассмотрены в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, то есть в срок предусмотренный ч.4 ст. 29.6. КоАП РФ.

        Во всех случаях, требования предусмотренные статьей 28.2. КоАП РФ, соблюдались.

  • Помощник мирового судьи

           Г.Ш.Зулькарнаева